Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№340 учебника 2011-2018 (стр. 134):
Попробуйте самостоятельно написать диктант по теме «Правописание приставок пре- и при-» и проверить свою работу. Для этого обратитесь к соответствующему разделу электронного приложения к учебнику, выберите подходящий темп чтения одного из диктантов и запишите его.
№340 учебника 2019 (стр. 125):
№340 учебника 2021-2022 (стр. 125):
Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы. Не забывайте, что каждое слово должно точно передавать содержание.
1) Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже .... А они всё .... Птица качнёт ветку — и ... с неё листья.
Для справки: потекут, осыпалась, падают и падают.
2) Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже ..., старалась взлететь и не могла.
Она ... до края дороги. Нырнула в глубокую канаву, как пловец ныряет с вышки. Распахнулись во время прыжка крылья. Не коснулась птица земли, а ... из канавы. Со свистом ... над нами.
Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолёта.
— Да ведь это стриж!
— А почему же он с дороги не ...?
— Да крылья длинные. Об землю задевает. (По Э. Шиму)
Для справки: сделала полукруг, подпрыгнула, вынеслась, доковыляла, взлетел.
№340 учебника 2020 (стр. 139):
Восстановите текст К. Г. Паустовского. Третий абзац дан в двух вариантах. Сравните их. Какой из них авторский? Как вы думаете, почему?
Мы удили, жевали чёрствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.
Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли потушить костёр. Дул суховей. Огонь быстро погнало на север.
1) Он шёл со скоростью поезда — двадцать километров в час. Он гудел, как сотни самолётов, идущих бреющим полётом над землёй.
2) Он шёл со скоростью поезда — двадцать километров в час. Огонь гудел, как сотни самолётов, идущих бреющим полётом над землёй.
№340 учебника 2023-2024 (стр. 126):
УЧИМСЯ СОБИРАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
1. Сравните теоретический материал в § 29 с материалом в таблице. Какие формы предъявления информации они иллюстрируют? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать?
-и́ный | -аный -яный | -онный -енный | ный | нный |
2. Заполните таблицу примерами. Пользуясь этой таблицей и материалами § 29, расскажите, в каких суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных, пишутся одна или две буквы н.
№340 учебника 2011-2018 (стр. 134):
Самостоятельная работа с электронным приложением.
№340 учебника 2019 (стр. 125):
№340 учебника 2021-2022 (стр. 125):
1) Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже осыпалась. А они всё падают и падают. Птица качнёт ветку — и потекут с неё листья.
2) Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже подпрыгнула, старалась взлететь и не могла.
Она доковыляла до края дороги. Нырнула в глубокую канаву, как пловец ныряет с вышки. Распахнулись во время прыжка крылья. Не коснулась птица земли, а вынеслась из канавы. Со свистом сделала полукруг над нами.
Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолёта.
— Да ведь это стриж!
— А почему же он с дороги не взлетел?
— Да крылья длинные. Об землю задевает. (По Э. Шиму)
№340 учебника 2020 (стр. 139):
Текст Паустовского "Жёлтый свет":
Мы удили, жевали чёрствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.
Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли потушить костёр. Дул суховей. Огонь быстро погнало на север.
Он шёл со скоростью поезда — двадцать километров в час. Он гудел, как сотни самолётов, идущих бреющим полётом над землёй.
№340 учебника 2023-2024 (стр. 126):
1. Материал и таблица знакомят с одним и тем же правилом, но по-разному. Материал дан для детального и полного погружения в новую информацию, а таблица иллюстрирует правило примерами, чтобы наглядно всё показать.
2.
-иный: | пчелиный, соболиный, утиный, бобриный. |
-аный, -яный: Слова-искл.: | кованый, ломаный, серебряный, глиняный. деревянный, стеклянный, оловянный. |
-онный: | станционный, традиционный, авиационный. |
-енный: | мужественный, соломенный, тыквенный. |
ный: | холодный, ужасный, народный, честный. |
нный: | лимонный, пленный, коленный, настенный. |
Вернуться к содержанию учебника